Умеренное потребление вина, но не крепких спиртных напитков или пива, способствует снижению смертности

Реферат статьи: Gronbaek M., Deis A., Sorensen Th.I.A., Becker U., Schnohr P., Jensen G. Mortality associated with moderate intakes of wine, beer, or spirits. BMJ 1995;310:1165—9.


Цель

Изучить связь между потреблением различных видов спиртных напитков (вино, пиво и крепкие напитки) и смертностью.

Структура исследования

Проспективное популяционное исследование; длительность наблюдения — 10 лет.

Клиническая база

Клиники Копенгагена, Дания.

Участники

13 285 человек (7234 женщины) в возрасте 30—79 лет.

Оценка факторов риска

В начале исследования участники заполняли анкету о потреблении алкоголя (пива, вина и крепких напитков), курении, уровне образования и уровне доходов; по результатам измерения роста и веса рассчитывался индекс массы тела.

Критерии оценки

Общая смертность и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Основные результаты

За период наблюдения умерли 831 женщина и 1398 мужчин, в том числе 354 женщины и 765 мужчин — от сердечно-сосудистых заболеваний. При употреблении вина относительный риск (ОР) смерти от сосудистых заболеваний (по отношению к ОР у не потребляющих его, равному 1,00) снижался с увеличением потребляемого количества: при ежемесячном потреблении ОР составил 0,69 при 95% доверительном интервале (ДИ) от 0,62 до 0,77; при еженедельном потреблении — 0,53 при ДИ от 0,45 до 0,63; при ежедневном потреблении по 1—2 стакана — 0,47 при ДИ от 0,35 до 0,62; при ежедневном потреблении по 3—5 стаканов — 0,44 при ДИ от 0,24 до 0,80. Кроме того, потребление вина сочеталось со снижением смертности от других причин, помимо сердечно-сосудистых заболеваний. Для потребляющих пиво ОР смерти от сердечно-сосудистых заболеваний тоже снижался: при ежемесячном потреблении ОР составил 0,79 при ДИ от 0,69 до 0,91; при еженедельном потреблении — 0,87 при ДИ от 0,75 до 0,99; при ежедневном потреблении по 1—2 бутылки — 0,79 при ДИ от 0,68 до 0,91; при ежедневном потреблении по 3—5 бутылок — 0,72 при ДИ от 0,61 до 0,88. У потребляющих пиво снижение смертности от других причин, помимо сосудистых заболеваний, отмечено только при ежемесячном потреблении: ОР=0,82 при ДИ от 0,71 до 0,95. Потребление крепких спиртных напитков не снижало смертность от сердечно-сосудистых заболеваний; снижение смертности от других причин отмечено при ежемесячном потреблении (ОР=0,80 при ДИ от 0,71 до 0,91) и при потреблении по 1—2 раза в день (ОР=0,81 при ДИ от 0,65 до 0,99). У взрослых, потребляющих крепкие спиртные напитки по 3—5 раз в день, возрастала смертность от сосудистых заболеваний (ОР=1,35 при ДИ от 1,00 до 1,83) и от других причин (ОР=1,36 при ДИ от 1,01 до 1,84).

Выводы

Умеренное потребление вина связано со снижением риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и от других причин. Аналогичное потребление крепких спиртных напитков повышает риск смерти от сосудистой патологии и от других причин. Потребление пива не влияет на смертность.

Источник финансирования: Danish National Board of Health.

Адрес для корреспонденции: Dr.M.Gronbaek, Inst.Preventive Medicine, DK-1399 Copenhagen, Denmark.


Комментарий

В ряде эпидемиологических исследований высказано предположение, что регулярное умеренное употребление алкоголя (до 15—30 г/день) сочетается со снижением смертности от атеросклероза, причем снижение риска ИБС может достигать 40% [1—3]. Благоприятные эффекты умеренных доз алкоголя объясняются прежде всего улучшением гемостатических параметров и увеличением уровня холестерина липопротеинов высокой плотности [4—7]. В связи с тем что алкоголь уменьшает риск инфаркта миокарда, но не снижает риска развития стенокардии, предполагают, что защитный эффект алкоголя в большей степени обусловлен профилактикой тромбоза, чем самого атеросклероза. С другой стороны, общая и сердечно-сосудистая смертность повышена при ежедневном потреблении более 40 г алкоголя, особенно при склонности к запоям [1, 3, 7]. Некоторые авторы считают, что из всех алкогольных напитков наибольшим защитным эффектом обладает вино, особенно красное [8, 9]. Так, в винодельческих областях Франции отмечается низкая смертность от ИБС, несмотря на большое потребление насыщенных жиров и высокий уровень классических факторов риска [10]. Благоприятный эффект красного вина объясняют наличием в нем таких природных антиоксидантов, как флавоноиды, катехины, таннины [11], а также тем, что оно медленнее всасывается и оказывает пролонгированный антиагрегатный эффект как раз во время гиперлипидемии, обусловленной приемом пищи. Тем не менее, выводы M. Cronbaek et al. о пользе умеренного потребления алкоголя, преимуществах вина перед пивом и крепкими спиртными напитками нельзя признать убедительными, так как авторы не учитывали влияния на общую и сердечно-сосудистую смертность таких факторов, как гиперлипидемия, артериальная гипертония, сахарный диабет, физическая активность, наличие различных заболеваний до начала исследования.

Проф. А.А. Лякишев
Российский кардиологический научно-производственный комплекс МЗ РФ

Литература

1. Shaper A.G., et al. Lancet 1988;2:1267-73.
2. Rimm E.B., et al. Lancet 1991;338:464-8.
3. Stampfer M.J., et al. N Engl J Med 1988;319: 267-73.
4. Langer R.D., et al. Circulation 1992;85:910-5.
5. Gaziano J.M., et al. N Engl J Med 1993;329: 1829-34.
6. Hendricks H.E.J., et al. Br Med J 1994;308: 1003-6.
7. Deutscher S. et al. Am Heart J 1984;108:988-95.
8. Friedmann L.A., Kimball A.W. Am J Epidermiol 1986;24:481-9.
9. St Leger A.S., et al. Lancet 1979;1:1017-20.
10. Renaud S., de Lorgeril M. Lancet 1992;339: 1523-26.
11. Frankel E.N., et al. Lancet 1993;341:454-7.


Возврат к содержанию| Возврат на home page "Международного журнала медицинской практики"| Возврат на home page издательства "МедиаСфера"