Длительное назначение b-каротина не влияет на частоту возникновения рака или сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин

Тranslated, with permission of the American College of Physicians, from “Long-term supplementation with b-carotene did not affect the incidence of cancer or cardiovascular disease in men”. ACP J Club 1996;125:41. Abstract of: Hennekens C.H., Buring J.E., Manson J.E., et al. Lack of effect of long-term supplementation with beta-carotene on the incidence of malignant neoplasms and cardiovascular disease. N Engl J Med 1996;334:1145—9 and from the accompanying Commentary by Ch.J. Williams.


Цель

Изучить влияние длительного назначения b-каротина на частоту злокачественных новообразований и сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин, участвовавших в Программе исследования здоровья врачей.

Структура исследования

Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование двойным слепым методом по факторному протоколу 2 ? 2. Средняя продолжительность наблюдения — 12 лет.

Клиническая база

Клиники США.

Больные

22 071 врачей-мужчин в возрасте 40—84 лет (на 1982 г.), в анамнезе которых отсутствовали: рак (за исключением немеланомного рака кожи), инфаркт миокарда (ИМ), инсульт, преходящая ишемия мозга. 11% участников курили в период исследования, 39% курили в прошлом. Все находились под наблюдением в течение 11 лет, за это время информация о заболеваемости получена относительно 99,2% участников, информация о смертности — относительно 99,9%. До конца исследования 80% участников продолжали прием b-каротина.

Вмешательство

В 1982 г. участники были разделены на группы, принимавшие аспирин, b-каротин, оба препарата или ни то, ни другое. В 1988 г. изучение действия аспирина было прекращено. Исследование эффективности b-каротина продолжалось в двух группах участников, получавших этот препарат (50 мг через день; n=11 036) или плацебо (n=11 035). Участникам ежегодно рассылались по почте опросники; с теми, кто не прислал письменные ответы, беседовали по телефону.

Критерии оценки (исходы)

Заболеваемость злокачественными новообразованиями (за исключением немеланомного рака кожи), ИМ, инсультом; смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Основные результаты

За 12 лет b-каротин по сравнению с плацебо никак не повлиял на частоту злокачественных новообразований (11,5 и 11,7%, соотв.; p=0,65). Для разницы в 0,2% 95% доверительный интервал (ДИ) составил от 0,66 до 1,02. При анализе частоты возникновения отдельных форм злокачественных новообразований различий тоже не выявлено. Кроме того, b-каротин по сравнению с плацебо не оказывал ни защитного, ни вредного влияния на частоту ИМ (4,2 и 4,4%, соотв.; p=0,50; для разницы в 0,2% ДИ от 0,35 до 0,73), инсульта (3,3 и 3,5%, соотв.; р=0,60; для разницы в 0,2% ДИ от 0,34 до 0,62) или смертность от сердечно-сосудистой патологии (3 и 2,8%, соотв.; p=0,28; для разницы в –0,2% ДИ от 0,67 до 0,22). Выраженных побочных реакций на b-каротин не отмечено.

Выводы

Длительное назначение b-каротина не оказывало ни благоприятного, ни вредного влияния на частоту злокачественных новообразований или сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин, участвовавших в Программе исследования здоровья врачей.

Источник финансирования: National Institutes of Health.

Адрес для корреспонденции: Dr. C.H. Hennekens, 900 Commonwealth Avenue East, Boston, MA 0215, USA.


Комментарий

Исследование CARET — первое в серии крупных рандомизированных испытаний с целью оценки эффективности пищевых добавок. Исследование образцово спланировано, однако наблюдение было относительно коротким (~3,7 года). Участники исследования (мужчины, подвергавшиеся воздействию асбестовой пыли, а также лица с большим стажем курения, в том числе 44% — женщины) характеризовались повышенным риском рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний.
То, что в группе получавших b-каротин и витамин А возрастала смертность от всех причин и от рака легких, противоречит данным других наблюдений, продемонстрировавших снижение смертности при повышенном потреблении овощей и фруктов [1]. Интересно, что в этой работе исходная концентрация b-каротина в крови отрицательно коррелировала с частотой заболевания раком легких в последующем периоде. Такое противоречие требует специального обсуждения. Одна из предполагаемых причин состоит в том, что b-каротин является маркером какого-то другого защитного компонента овощей и фруктов, либо отдельного самостоятельного фактора. Еще одно возможное объяснение заключается в фармакологическом несоответствии использованных витаминных препаратов.
Исследование C.H. Hennekens et al. — хорошо спланированное плацебо-контролируемое клиническое испытание b-каротина двойным слепым методом, проведенное на ?22 000 врачах-мужчинах. Толькo 11% участников курили во время исследования, хотя 39% курили в прошлом. Результаты не выявили пользы b-каротина. Так же, как в исследовании CARET, но снова в противоположность результатам других наблюдений [1], не снижалась смертность от рака легких или сердечно-сосудистых заболеваний.
В отличие от исследования CARET и еще одной публикации [2], которые продемонстрировали повышение смертности среди больных, получавших b-каротин и другие добавки к диете, C.H. Hennekens et al. не отметили никаких вредных последствий назначения b-каротина. Такой результат мог быть случайным или следствием включения в две вышеупомянутые работы лиц с повышенным риском этих заболеваний. Одновременное повышение концентраций b-каротина, ретинола пальмитата и витамина Е в крови могло неблагоприятно повлиять на канцерогенез или атеросклеротический процесс.
В то же время нет никаких сведений о том, что лица с повышенным содержанием b-каротина относятся к группе риска.
То обстоятельство, что в обсуждаемых работах не удалось выявить полезность некоторых микрокомпонентов диеты, еще раз доказывает: положительные корреляции, прослеживаемые в популяционных исследованиях, нуждаются в обязательной проверке путем рандомизированных контролируемых исследований. Пока не удалось объяснить результаты наблюдений, согласно которым диета с большим содержанием овощей и фруктов, а также высокая концентрация b-каротина в сыворотке коррелируют с низким риском смерти от рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний. Единственное исследование, показавшее умеренную пользу b-каротина, витаминов и селена, включало больных с дефицитом витаминов и минеральных веществ [3].
Итак, рассмотренные факты не подтверждают целесообразности использования некоторых пищевых микродобавок, хотя врачи по-прежнему рекомендуют потреблять больше овощей и фруктов. Наилучшим способом снизить риск рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний остается прекращение курения. Что касается данных о благоприятном действии диеты с повышенным содержанием овощей и фруктов, то для их объяснения необходимы дальнейшие исследования.

Ch.J. Williams
Institute of Health Sciences Oxford, England, UK

Литература

1. Block G., Patterson B., Subar A. Fruit, vegetables, and cancer prevention: a review of the epidemiological evidence. Nutr Cancer 1992;18:1—29.

2. The effect of vitamin E and beta carotene on the incidence of lung cancer and other cancers in male smokers. The Alph-Tocopherol, Beta Carotene Cancer Prevention Study Group. N Engl J Med 1994;330:1029—35.

3. Blot W.J., Li J.Y., Taylor P.R., et al. Nutrition intervention trials in Linxian, China. J Natl Cancer Inst 1992;85:1483—92.


Возврат к содержанию| Возврат на home page "Международного журнала медицинской практики"| Возврат на home page издательства "МедиаСфера"