Прием витамина Е снижает риск развития неблагоприятных исходов сердечно-сосудистых заболеваний у больных, длительное время находящихся на гемодиализе
Translated, with permission of the ACP—ASIM, from: "Vitamin E reduced secondary cardiovascular disease events in patients receiving long-term hemodialysis". ACP J Club 2001;134:91. Abstract of: Boaz M., Smetana S., Weinstein T., et al. Secondary prevention with antioxidants of cardiovascular disease in endstage renal disease (SPACE): randomised placebo-controlled trial. Lancet 2000;356:1213—8, and from the accompanying Commentary by R.M. Hoffman.
Цель
Оценить, как влияет прием витамина Е на риск развития неблагоприятных исходов сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у больных с терминальной стадией почечной недостаточности, длительное время находящихся на гемодиализе.
Структура исследования
Рандомизированное (со скрытым отнесением участников к той или иной группе) слепое (для больных и исследователей, оценивающих клинические исходы) контролируемое испытание; средняя продолжительность наблюдения — 519 дней (от 10 до 763 дней).
Клиническая база
5 центров гемодиализа, Израиль.
Больные
196 больных (средний возраст 65 лет, 69% мужчины) с терминальной стадией почечной недостаточности и ССЗ (включая инфаркт миокарда — ИМ, ишемический инсульт, стенокардию, преходящие нарушения мозгового кровообращения и поражения периферических сосудов, кроме артериовенозных свищей), у которых на фоне длительно проводимого гемодиализа состояние оставалось стабильным. Критерии исключения: терапия варфарином; злокачественные опухоли; беременность; применение гиполипидемических препаратов в течение предшествующих 8 нед. До конца испытания наблюдались 100% больных.
Лечение
После распределения по полу и возрасту больные в каждом медицинском центре получали либо витамин Е (по 800 МЕ на ночь; n=97), либо плацебо (n=99).
Критерии оценки
Основной — комбинированный показатель неблагоприятных исходов ССЗ (частота развития смертельного и несмертельного ИМ, нестабильной стенокардии, ишемического инсульта или заболеваний сосудов ранее не пораженной конечности, за исключением артериовенозных свищей); дополнительные — другие комбинированные показатели неблагоприятных исходов ССЗ, смертность от ССЗ (частота развития смертельного ИМ, смертельного ишемического инсульта или внезапной смерти), общая смертность.
Основные результаты
Общая смертность составила 31% в группе витамина Е и 29% в группе плацебо (р=0,7), смертность от ССЗ (включая внезапную смерть) — 9 и 15% соотв. (р=0,25). Общая частота развития неблагоприятных исходов ССЗ и частота развития ИМ в группе витамина Е были ниже, чем в группе плацебо (см. таблицу).
Вывод
У больных с терминальной стадией почечной недостаточности и сердечно-сосудистыми заболеваниями, длительное время находящихся на гемодиализе, прием витамина Е снижает комбинированный показатель частоты развития смертельного и несмертельного инфаркта миокарда, нестабильной стенокардии, смертельного и несмертельного ишемического инсульта или заболеваний сосудов ранее не пораженной конечности (за исключением артериовенозных свищей).
Источник финансирования: не указан.
Адрес для корреспонденции: Dr. M. Boaz, Institute of Nephrology, E. Wolfson Medical Centre, Holon 58100, Israel. FAX 972-2-501-3183.

Комментарий
В своем исследовании M. Boaz et al. отметили, что полученные ими данные соответствуют результатам испытаний CHAOS (Cambridge Heart Antioxidant Study) [1] и GISSI (Gruppo Italiano per lo Studio della Sopravvivenza nell'Infarto Miocardico) [2]. В испытании CHAOS 2002 больных с ангиографически подтвержденным атеросклерозом коронарных артерий рандомизированно получали либо витамин Е (по 400 или 800 МЕ/сут), либо плацебо. В группе витамина Е риск развития ИМ снизился на 73%, однако статистически значимого снижения уровня смертности от ССЗ не было выявлено. В испытание GISSI (рандомизированное испытание по факторному протоколу 2 ґ 2) были включены 11 324 больных, перенесших ИМ, которые получали витамин Е (по 300 мг/сут) и w-3 полиненасыщенные жирные кислоты. Прием витамина Е статистически значимо снижал риск смерти от ССЗ, но только при включении в анализ всех 4 групп сравнения. Авторы пришли к выводу, что прием витамина Е не оказывал благоприятного влияния на основной критерий оценки — комбинированный показатель смертности и частоты развития несмертельного ИМ или инсульта. В исследовании HOPE (около 10 000 больных с факторами риска развития ССЗ) [3] также было показано, что прием витамина Е (по 400 МЕ/сут) не влияет на комбинированный показатель смертности от ССЗ и частоты развития инсульта или ИМ. Таким образом, ни в одном из этих 3 исследований не было получено убедительных доказательств того, что витамин Е эффективен в качестве средства вторичной профилактики ССЗ.
Однако применение антиоксидантов может оказаться более эффективным у больных с терминальной стадией почечной недостаточности и сердечно-сосудистыми заболеваниями, длительное время находящихся на гемодиализе. У таких больных интенсивность окислительных процессов и уровень смертности от ССЗ гораздо выше. Результа ты представленного здесь испытания SPACE (Secondary Prevention with Antioxidants of Cardiovascular Disease in Endstage Renal Disease) кажутся обнадеживающими, однако его продолжительность не достигла 2 лет, а выборка была слишком небольшой. Относительный риск развития вторичных сердечно-сосудистых осложнений в группе витамина Е снизился на 46%; т.е. прием витамина Е позволил предотвратить неблагоприятный клинический исход всего у 16 больных. Поэтому авторы совершенно справедливо рекомендуют проведение более крупного испытания, статистическая мощность которого будет достаточной для оценки степени снижения смертности от ССЗ, а также частоты развития смертельного и несмертельного ИМ.
Richard M. Hoffman, MD, MPH
Albuquerque Veterans Affairs Medical Center
Albuquerque, New Mexico, USA
Литература
1. Stephens N.G., Parsons A., Schofield P.M., et al. Randomised controlled trial of vitamin E in patients with coronary disease: Cambridge Heart Antioxidant Study. Lancet 1996;347:781—6.
2. Gruppo Italiano per lo Studio della Sopravvivenza nell'Infarto Miocardico. Dietary supplementation with w-3 polyunsaturated fatty acids and vitamin E after myocardial infarction: results of the GISSI-Prevenzione trial. Lancet 1999;354: 447—55.
3. Yusuf S., Dagenais G., Pogue J., Bosch J., Sleight P. Vitamin E supplementation and cardiovascular events in high-risk patients. The Heart Outcomes Prevention Evaluation Study Investigators. N Engl J Med 2000; 342:154—60.
Возврат к содержанию| Возврат на home page "Международного журнала медицинской практики"| Возврат на home page издательства "МедиаСфера"