Прием w-3 полиненасыщенных жирных кислот после недавно перенесенного инфаркта миокарда снижает частоту развития сердечно-сосудистых осложнений и смертность
Translated, with permission of the ACP—ASIM, from "n-3 polyunsaturated fatty acids reduced mortality and morbidity after recent myocardial infarction". ACP J Club 2000;132:6. Abstract of: GISSI-Prevenzione Investigators. Dietary supplementation with n-3 polyunsaturated fatty acids and vitamin E after myocardial infarction: results of GISSI-Prevenzione trial. Lancet 1999;354:447—55, and from the accompanying Commentary by D. Massel.
Цель
Выяснить, как влияет прием w-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) и витамина Е на смертность и частоту развития сердечно-сосудистых осложнений после недавно перенесенного инфаркта миокарда (ИМ).
Структура исследования
Рандомизированное (со скрытым отнесением участника испытания к той или иной группе) слепое (для исследователей, оценивающих клинические исходы) контролируемое испытание; продолжительность наблюдения — 42 мес.
Клиническая база
Медицинские центры в Италии.
Участники
11 324 больных (из них 51% в возрасте 60 лет и моложе, 85% мужчины), которые перенесли ИМ в течение предшествующих 3 мес, не имели противопоказаний к приему изучаемых пищевых добавок и не страдали тяжелыми заболеваниями с неблагоприятным прогнозом на ближайшее будущее. До конца исследования наблюдались 99,9% больных.
Вмешательство
2836 участников получали w-3 ПНЖК, 2830 — витамин Е, 2830 — w-3 ПНЖК в сочетании с витамином Е, 2828 участников не принимали пищевых добавок. Каждая капсула w-3 ПНЖК содержала от 850 до 882 мг этилового эфира эйкозапентаеновой кислоты и примерно в 2 раза больше этилового эфира декозагексаеновой кислоты. В капсуле с синтетическим a-токоферолом содержалось 300 мг витамина Е.
Критерии оценки
Комбинированный показатель общей смертности, частоты развития несмертельного ИМ и несмертельного инсульта; комбинированный показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, частоты развития несмертельного ИМ и несмертельного инсульта.
Основные результаты
Анализ проводили исходя из допущения, что все больные получили предписанное лечение. Через 42 мес у принимавших только w-3 ПНЖК снизились оба комбинированных показателя (р=0,023 для комбинированного показателя общей смертности, частоты развития несмертельного ИМ и несмертельного инсульта; р=0,008 для комбинированного показателя смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, частоты развития несмертельного ИМ и несмертельного инсульта; см. таблицу). Прием только витамина Е не влиял на эти показатели, а сочетанный прием w-3 ПНЖК и витамина Е сопровождался снижением комбинированного показателя общей смертности, частоты развития несмертельного ИМ и несмертельного инсульта (р=0,03; см. таблицу).
Вывод
Прием w-3 полиненасыщенных жирных кислот после недавно перенесенного инфаркта миокарда приводит к снижению комбинированного показателя общей смертности, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, частоты развития повторного несмертельного инфаркта миокарда и несмертельного инсульта. Прием витамина Е без w-3 полиненасыщенных жирных кислот неэффективен.
Источники финансирования: Bristol-Myers Squibb; Pfizer; Pharmacia-Upjohn; Societa Proditti Antibiotici.
Адрес для корреспонденции: Dr. R. Marchioli, GISSI-Prevenzione Coordinating Centre, Consorzio Mario Negri Sud, Via Nazionale, 66030 Santa Mario Imbaro, Italy. FAX 39-0872-578240.
Комментарий
Предлагалось много убедительных объяснений, почему прием витамина Е должен снижать частоту развития неблагоприятных исходов ишемической болезни сердца, однако создается впечатление, что он не обладает такой способностью. Я склоняюсь к мысли, что положительный эффект этого препарата, выявленный в ходе эпидемиологических исследований, отражает не причинно-следственную связь, а только тот факт, что принимающие его лица ведут более здоровый образ жизни. Данная работа лишний раз показывает, что выяснить истинную эффективность любого вмешательства можно только в ходе тщательно спланированного рандомизированного контролируемого испытания.
Можно ли сказать, что результаты проведенного исследования противоречат результатам других рандомизированных контролируемых испытаний? Нет, поскольку на самом деле прием витамина Е улучшает одни статистические показатели и ухудшает другие. В испытании ATBC (a-Tocopherol, b-Carotene trial) [1] небольшое снижение риска развития несмертельного острого ИМ сопровождалось небольшим увеличением частоты развития смертельных осложнений ишемической болезни сердца, а в исследовании CHAOS (Cambridge Heart Antioxidant Study) на фоне статистически значимого снижения комбинированного показателя смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и частоты развития несмертельного острого ИМ несколько повысились смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и общая смертность [2]. Промежуточные результаты испытания HOPE (Heart Outcome Prevention trial) [3] указывают на отсутствие у витамина Е кардиопротективных свойств. Поэтому прием витамина Е не стоит рекомендовать для профилактики сердечно-сосудистых осложнений.
Ранее уже было показано, что применение получаемых из рыб и морских млекопитающих жиров и w-3 ПНЖК снижает уровень триглицеридов в крови, активность взаимодействия тромбоцитов со стенками сосудов и, по данным одного исследования [4], риск смерти.
Чтобы проявились профилактические свойства w-3 ПНЖК, следует потреблять около 100 г жирной рыбы в день (примерно 5 рыбных блюд в неделю). Если человек не хочет (или не может) придерживаться такой диеты, он может принимать соответствующие пищевые добавки.
David Massel,
Victoria Hospital
London, Ontario, Canada
Литература
1. Rapola J.M., Virtamo J., Ripatti S., et al. Lancet 1997;349:1715—20.
2. Stephens N.G., Parsons A., Schofield P.M., et al. Lancet 1996;347:781—6.
3. Yusuf S. The HOPE study. Presented at the XXIst Congress of the European Society of Cardiology. Barcelona, Spain; 1999.
4. Burr M.L., Fehily A.M., Gilbert J.F., et al. Lancet 1989;2:757—61.
Возврат к содержанию| Возврат на home page "Международного журнала медицинской практики"| Возврат на home page издательства "МедиаСфера"